ru
News
30.12.2015

Итоги года

2015-й… Вместе с вами мы радовались интересным релизам от «ветеранов» и восходящих звёзд. Посещали клубы и фестивали. Становились очевидцами курьезов и скандалов. В бурном водовороте этих событий мы попытаемся разобраться сегодня, выбрав самые знаковые, определяющие вектор развития электронной сцены.
Январь
Ровно 12 месяцев назад, в январе, Beatport перестал быть просто музыкальным магазином, объявив о планах запуска сервиса потокового прослушивания треков по аналогии со Spotify. В те же зимние дни Armand Van Helden записал компиляцию в серии «Masterpiece» лейбла Ministry Of Sound.
Aphex Twin, в свою очередь, обрадовал поклонников, выпустив 23 января на знаменитом английском лейбле Warp Records новую пластинку. До этого британец не записывал музыку 13 лет. Но главной новостью января 2015 стала информация о том, что содержимое еще не вышедшего LP Björk утекло в Сеть и доступно для бесплатного скачивания…
Февраль
Февраль стал по-настоящему черным месяцем для Лондонских меломанов. Именно тогда власти города, заявив, что уровень насилия и преступлений недопустимо высок, ввели обязательный тест на трезвость при входе в клубы.
В феврале были бъявлены результаты Grammy Awards, главным ньюзмейкером которого в номинации «Лучший танцевальный/электронный альбом» стал Aphex Twin. Последний месяц зимы запомнился нам также триумфом австралийца Пола Батлера Тейара, который представил рекордер, позволяющий нарезать виниловые пластинки в домашних условиях. Изобретатель даже запустил краудфандинг-кампанию с целью получить необходимое финансирование. Но самая большая битва за финансовые потоки развернулась в феврале на рынке потокового вещания. Тогда было объявлено, что корпорация Apple представит свой сервис, который сильно подорвет позиции лидера рынка Spotify.
Март
В первые дни весны увидел свет новый лонгплей Madonna — Rebel Heart. Однако, фрагменты пластинки, которую вместе с певицей делали сразу восемь разных продюсеров и около пятидесяти сессионных музыкантов, оказались в свободном доступе задолго до релиза. Символично, что именно весной Laurent Garnier объявил, что возрождает свой легендарный лейбл F Communications. После семилетнего перерыва в деятельности импринт выпустил массивный релиз «Home Box», состоящий из нескольких пластинок и компакт-диска.
В марте были завершены съёмки документального фильма «The Warehouse». Лента знакомит зрителей с историей одноименного чикагского клуба и жизнью его легендарного основателя, хаус-музыканта Frankie Knuckles. Это своего рода кинолетопись того, как причудливое начинание, возникшее в маленьком клубе в конце семидесятых, дало жизнь одному из величайших жанров музыки в мире.
А главным курьезом марта стал скандал с участием Felix Da Housecat. Артист не смог попасть в берлинский клуб Berghain. Не пройдя face-control, продюсер разразился целым потоком брани. Он обвинил персонал в расизме, неуважении к house-музыке и танцевальной культуре в целом.
Апрель
В апреле состоялась премьера фильма «Эпоха танцев». Картина рассказывает о становлении танцевальной сцены в последние годы существования СССР и ее развитии после распада огромной страны. Своими воспоминаниями поделились непосредственные участники тех событий, в числе которых немецкий ди-джей Westbam, который привез в Советский Союз первые проигрыватели «Technics».
Jeff Mills также не смог обойти тему кинематографа стороной и в апреле приступил к работе над съемками продолжения своего культового фильма «The Exhibitionist».
«Я хочу рассказать о ди-джействе как о форме искусства, раскрывать суть и секреты професси с самых разных точек зрения», — заявил артист.
В разгар весны Берлинский клуб Berghain к своему десятилетнему юбилею издал специальную книгу. Авторами массивного фолианта стали продюсеры Marcel Dettmann, Carsten Nicolai и журналист издания «Groove» Thilo Schneider. Отдельно стоит упомянуть вклад знаменитого фейс-контролера клуба Sven Marquardt, который увлекается фотографией и подготовил большую часть иллюстраций.
Май
В мае два ветерана электронной сцены из Чикаго и Детройта, Green Velvet и Carl Craig, выпустили совместный альбом. Пластинка, состоящая из семи композиций, получила бесхитростное и характерное название «Unity». В те же дни компания Native Instruments представила абсолютно новый файловый формат для ди-джеев под названием «Stems». Есть все основания полагать, что это начало новой эпохи в ди-джействе, дающей артистам возможность манипуляций с отдельными партиями из треков.
В преддверии фестивального сезона John Digweed и Paul Van Dyk раскритиковали коллег, пропагандирующих так называемый EDM. Артисты очень нелестно отозвались о тех, кто играет коммерческие хиты. «Когда у тебя статус самого известного ди-джея в мире, необходимо знакомить публику с неизвестным материалом, — сказал Дигвид. — Если формировать плейлист из хитов, то это просто отказ бросить вызов самому себе и деградация». И в последние дни мая на русском языке вышла книга «Ретромания» Саймона Рейнольдса. Автор издания попытался ответить на вопрос: почему музыкальная культура, изначально устремленная в будущее, с началом XXI века сделала разворот на 180 градусов и стала стремительно деградировать?
Июнь
В июне организаторы масштабного трехдневного мероприятия World Club Dome предложили избранным счастливчикам попасть на танцпол на борту лайнера или скоростного поезда. Клубный чартер по маршруту Лондон-Гамбург-Франкфурт поднял на высоту 10 километров 200 человек, которые выиграли этот перелет. В первые дни лета легендарный коллектив The Orb вернулся на лейбл Kompakt после десятилетнего молчания. Пионеры эмбиента выбрали кельнский импринт для выпуска своего нового альбома. В те же дни в Исландии состоялся первый в мире «ледниковый рейв». Event прошел под величественными сводами ледниковой пещеры.
И в июне на высоко конкурентный рынок стриминга пришел новый игорок — Tidal. Cоинвесторами и акционерами Tidal стали Rihanna, Madonna, Coldplay, Deadmau5, Calvin Harris, Daft Punk и Beyonce.
Июль
Середина лета традиционно становится периодом разгара фестивального сезона. Тему фестивалей не смогло обойти и такое авторитетное издание как The Guardian, которое в июле провело исследование с целью выяснить, какой Event является самый дорогим в мире. Cравнив средний чек с разных мероприятий, редакция The Guardian отдала пальму первенства по дороговизне Coachella. Гость Coachella тратит в день порядка 276 долларов. Второе место досталось бельгийскому Tomorrowland, а замкнул тройку британский Glastonbury.
В середине июля в Сан-Диего обрушился второй этаж музыкального магазина «Thrift Trader». Это произошло из-за тяжести хранившейся коллекции виниловых пластинок. Именно такой вердикт с места событий вынес муниципальный инженер по технической безопасности.
В середине лета начала работу Electronic Music Academy, основанная Paul Oakenfold. По сути это летний лагерь для ди-джеев. Десятки молодых продюсеров записывали треки и слушали лекции агентов, промоутеров, юристов и других экспертов индустрии. И 17 июля легендарные The Chemical Brothers анонсировали новый альбом и даже опубликовали его обложку. Нарочитый минимализм в оформлении наглядно говорит о том, что этим парням доказывать уже совершенно нечего.
Август
Этот месяц стал моментом триумфа для Joris Voorn. Один из самых востребованных на данный момент ди-джеев записал новую часть знаменитой серии лейбла Fabric. Релиз содержит 65 треков или, лучше сказать, их небольших фрагментов, замысловато перемешанных друг с другом.
В августе на экраны вышел документальный фильм «I Dream Of Wires». Картина рассказывает историю одного из самых главных устройств в мире электронной музыки — модульного синтезатора. Эксклюзивные интервью для картины дали Vince Clarke, Carl Craig, и James Holden. Август порадовал также и музыкальных коллекционеров, которые смогли стать обладателями уникального релиза, совмещающего CD и винил в одном носителе. Гибридный сингл музыканта из Нью-Йорка Йонатана Гата был распродан за считанные минуты.
И в последние дни лета Хаддерсфилдский университет наградил Richie Hawtin почетной докторской степенью за вклад в развитие музыкальных технологий.
Сентябрь
В сентябре Oliver Koletzki анонсировал большой гастрольный тур, маршрут которого прошел и через нашу страну. Сентябрь был богат и на курьезы. Так, молодой ди-джей попытался добиться внимания Мадонны через газету The Los Angeles Times, в которой юный продюсер разместил обращение к певице с просьбой оценить его работу. Таким образом, он ответил на вопрос: насколько далеко может зайти начинающий артист, чтобы быть услышанным? В первые дни осени New Order выпустили очередной альбом. Пластинка получила название «Music Complete» и стала первым за десять лет лонгплеем легендарного британского коллектива. А Loco Dice прервал семилетнее молчание, порадовав меломанов пластинкой «Underground Sound Suicide». Но были в сентяре и грустные события. Один из ведущих лейблов электронной сцены Европы 50Weapons прекратил существование. Ипринт завершил свою историю на пике популярности. Владельцы рекординга с самого начала его работы говорили, что в любом случае закроют свое детище через 10 лет. И не поддались соблазну продолжить историю компании даже несмотря на отличные показатели ее работы.
Октябрь
В октябре Matthew Herbert снял короткометражный фильм, в котором показал, что абсолютно любой предмет может обрести звучание. Культовый артист на собственном примере продемонстрировал, что источником музыки может стать абсолютно все и посетовал, что современные студии не стимулируют продюсеров на поиск новых идей. В те же дни Mobу начал работу над автобиографической книгой воспоминаний о ранних днях своей карьеры. Мемуары под названием «Porcelain» от первого лица расскажут, как бедный паренек из глуши Коннектикута стал одним из ключевых продюсеров клубной сцены Нью-Йорка в период, когда танцевальная музыка оставалась андеграундным феноменом. В разгар осени берлинский техно-лейбл Ostgut Ton отпраздновал 10-летний юбилей выходом специальной компиляции «Zehn», состоящей из 30 треков.
Ноябрь
Новый альбом Armin van Buuren, который увидел свет в ноябре, вызвал бурные споры среди фанатов транса. Большинство из них придерживаются мнения, что с выходом пластинки «Embrace» голландец окончательно растворился в мире коммерческого EDM. В первых числах ноября продюсеры получили возможность использовать семплы вековой давности. Библиотека Калифорнийского университета проделала огромный объем работ по оцифровке и реставрации коллекции восковых цилиндров конца XIX — начала ХХ века, составляющих культурное наследие общемирового масштаба. И теперь абсолютно каждый может скачать и свободно использовать архив из более чем 10 тысяч записей.
В последний месяц осени Дэнни Бойл, режиссер культового фильма 90-х «Trainspotting», озвучил планы снять сиквел картины. Действие «На игле 2» будет происходить спустя десять лет после оригинального фильма. Сценарий основан на новелле Уэлша «Porno», которая и является продолжением Trainspotting.
Декабрь
Обзор произошедшего на электронной сцене в декабре замыкает ретроспективу событий года.
Главными ньюзмейкерами декабря стали участники культового британского проекта Underworld, которые обрадовали многочисленных фанатов новостью о скором выходе нового альбома — первого за последние шесть лет. А Eric Prydz огласил новую дату выхода альбома «Opus». Записывающийся не один год лонгплей выйдет 5 февраля 2016 года на мейджоре Virgin Records. В декабре портал Resident Advisor традиционно представил сотню лучших ди-джеев года. Победителем стал немец Dixon, а аудитория и критики отметили в чарте разнообразие новых имен, без которых танцевальная музыка просто не может развиваться.
13 декабря голландец Hardwell отыграл на эксклюзивном шоу в индийском Мумбаи, открыв гостевой лист для 100 тысяч поклонников. Все они смогли пройти бесплатно и это событие имеет все шансы попасть в книгу рекордов Гиннеса. И в последние дни уходящего года к нам пришла информация о том, что Димитри Хегеманн, основатель техно-конгломерата Tresor, создает музей Techno. Экспозиция, посвященная одному из самых влиятельных течений в электронной музыке, примет первых посетителей осенью следующего года в Берлине.
Тенденции и тренды
Музыкальный рынок штормит и кидает из стороны в сторону. Даже крупные игроки переживают не самые простые времена. Так, известный портал SoundCloud находится под постоянным прессингом крупных лейблов. А глобальная музыкальная площадка Beatport в прошедшем году и вовсе была выставлена на продажу материнской компанией SFX Entertainment.
Одновременно с этим бурно развиваются технологии ди-джеинга и продакшена, что, вероятно, в самом ближайшем будущем способно кардинально изменить подходы артистов к записи музыки и выступлениям. Одной из самых интересных новинок года, на наш взгляд, стал формат Stems, который вполне может стать новым стандартом клубной индустрии. Также стремительно набирает популярность сервис онлайн-мастеринга Landr, который сильно облегчает работу продюсеров и позволяет им сосредоточиться на поиске именно музыкальных идей. Всего за год через «облачную» платформу прошли более 1,2 миллионов треков. Вероятно, в году наступившем нас ждет множество интересных событий. Будем надеяться, что большая часть из них будет радостной.